За кружкой эля. Разговор с целителем.

Вечная Ночь!

Не так давно состоялось весьма интересное и полезное интервью с одним из наших братьев по ордену — хилом с достаточно большим опытом, темным шаманом Птицагномом (Кириллом в реальной жизни). Кирилл давно присоединился к ордену и за все время пребывания с нами показал себя верным идее братом, опытным игроком и отличным человеком, что самое главное.

Ну что же, ниже вы прочитаете наше интервью за кружкой эля в ютной ордынской таверне в новом Даларане.

Терцилий: Привет Кирюх, рад видеть тебя.

Птицагном: Привет Лех, ага, взаимно.

Терцилий: Прежде всего хочу от лица ордена поздравить тебя с высокими рейтингами на арене, которые ты занял в предыдущем сезоне и пожелать рейтингов еще выше в этом сезоне.

Птицагном: Спасибо! Будем стараться, все не так просто и быстро.

Терцилий: Итак, Кирилл, расскажи о том, как тебя занесло на нелегкий путь целителя в wow. Почему именно хил?

Птицагном: Ну в первую очередь потому что в игре мало целителей, играя за хила легче найти себе тиммейтов на арену для получения опыта, наигрыша на арене. Это очень важно, потому что, например за ДД, особенно если ты начинающий ДД очень сложно найти какую-то группу и целителя, который будет исполнять свою роль исправно, играя с новичком. Да и ты сам вряд ли сможешь показать большие результаты, т.к. постоянно будут меняться напарники и тяжело будет понять, особенно сначала, проиграли потому что не сделали что-то важное вы с напарником-дд, или же упустил что-то хил.

Терцилий: Знаю, что ты играл на самых разных классах – хиллерах. Можешь кратко, от себя, охарактеризовать каждый класс, дать свою субъективную оценку, что ли.

Птицагном: На текущий момент все хилы достаточно разнообразны как в способностях так и в тактиках игры, которых должны придерживаться эти хилы, играя на арене. Это достаточно обширный вопрос. В настоящий момент любой хил может прохилить любой сетап, разница в том, что у каких-то хилов это будет получаться лучше, чем у других. Например у монаха с его способностью телепортироваться, быстро разрывать расстояние, кайтить, или у приста, выдавая урон, имея две школы для исцеления, как своеобразную защиту от кика. Тот же самый паладин сейчас актуален, по сравнению с тем, что было в начале Легиона. Его подняли, точнее, возможно он сам поднялся, в виду роста характеристик в шаблоне. На фоне увеличения хила стали очень актуальны его защитные способности: боп, длань жертвенности.

Терцилий: Да, в первых сезонах Легиона Хпал на арене, насколько помню, был неочень

Птицагном: Верно, в первом сезоне Хпала почти не было в топах, а сетапы с ним раскладывались достаточно быстро.

Терцилий: Какой класс в качестве хила на арене ты посоветовал бы новичкам? Кем играть на арене?

Птицагном: Классом, который в мете. На данный момент это холи-паладин, рестор друид. Самая большая проблема у новичков с отхилом, просто с тупым отхилом и с позицией. Имея хороший отхил, у тебя больше времени чтобы продумать, какую занять позицию, немного размеренее рассчитать свои действия.

Терцилий: Ясно. Какой на твой взгляд самый простой хил-класс?

Птицагном: Простых хилов… нет. Возможно, с начала просто будет играть на монахе, повторюсь, возможно. Но на росте рейтинга люди понимают как играть против монаха и игра становится сложной и динамичной.

Терцилий:
Как мы знаем, ты остановился на шамане. Насколько мне известно, шаман один из сложных классов для хила, возможно, самый сложный. Почему же именно он?

Птицагном: Для меня важно, что он (шаман) обладает рядом способностей, не присущим другим хилам: например, прыжок, достаточно приятная вещь; у него достаточно интересная механика простого отхила, ну и очень приятная способность, уменьшающая время кика. Это очень важно, потому что на арене сейчас много всяких варлоков и классов с дистанционным киком. Получить кик в каст для некоторых хилов гораздо более критично, чем для того же шамана. Например критично получить кик в каст холи палу, монаху, да и тому же друиду. Паладин, например, может за этот кик уехать. У шамана с этим легче.
Также у шамана много способностей, помогающих группе в бою: тот же самый пурж, дистанционный кик, тотемы на стан, замедление. Он динамичный и интересный хиллер для меня.

Терцилий: Шамана, повторюсь, считаю сложным хилом. Это так?

Птицагном: Ну… вообще есть такое. Сложный он в первую очередь тем, что приходится следить не только за своими напарниками, а за тем, что происходит в группе противника. Понятно, что играя за любого хила нужно обращать на это внимание, но за шамана, как по мне, особенно. Вовремя спуржить тот или ной бурст или сейв, подготовить напарников к шаре и прочее. Например от того же монаха требуется игра через контроль и это обязательно. Фактически по КД. А остальное время ты захиливаешь и легко уходишь от попыток законтролить себя. За шамана тебе приходится следить за всей игрой целиком: где и кого тебе надо кикнуть, когда и где поставить тотем стана, т.к. люди на высоком уровне легко сбивают его.

Терцилий: В каких сетапах ты играл, хиля рестор-шаманом?

Птицагном: (смеется) проще сказать в каких не играл. Маг+рог я точно не играл, шаманом хилом не играл. Ну максимум игр 10. Турбач не играл. Ну и все наверное. Все остальные вариации с шаманом я играл.

Терцилий: Не секрет, что многие игроки, играя пвп и арену/рбг в частности, подгорают, впадают в бешенство и прочее. Как тебе удается быть веселым и в хорошем расположении? Есть ли какие-то секреты?

Птицагном: Все зависит от того, какие цели ты ставишь. Общие и в данный момент. Если ты идешь играть на серьезный рейт – ожидания от людей соответствующие. Если играешь с людьми обладающими меньшим опытом: винить людей, злиться на них глупо: ты же сам выбираешь команду в которой будешь играть.

Терцилий: Ну, я то знаю, что ты скромничаешь. Ты действительно один из тех людей, которых трудно вывести из себя. Точнее ты не показываешь и не срываешься на других тиммейтов.

Птицагном: (смеется) Ну может и так. Вообще, продолжая тему хочу сказать. Например ты решил взять 2к. Все негативные эмоции для тебя это препятствия. В первую очередь нужно анализировать, что ты сделал, чего не сделал, что могли сделать твои тиммейты, чего они не сделали. Прежде всего нужно разобрать эти моменты. А все эмоции вторичны.

Терцилий: Ну чтож, давай перейдем к более конкретным вопросам. Первый вопрос хотелось бы задать касательно биндов и самого процесса отхила. Многие «отцы» арены говорят, дескать, хилить надо выбирая тиммейта макросами + биндами. Иные говорят, что отлично хилится по фреймам (в том числе при помощи разнообразных аддонов типо clique и прочих), третьи говорят, что хилить можно как угодно, хоть тыкая кнопочки мышью – главное чтоб это было удобно самому игроку. Каков твой взгляд на этот вопрос. Как хилишь ты?

Птицагном: Я пробовал по разному. И оставновился на биндах+клике мышкой. Я видел многое, в том числе гладов, которые кликают по таргетам, они прокликивают все, в том числе свои и вражеские фреймы, не играют через фокус вообще. И играющие на гладиаторских рейтингах. Видел людей, обвешанных макросами на все случаи жизни, вот абсолютно на все; выбирающие своих и чужих через бинды, модификаторы. И играющие на дне, и качающие оттуда права. Вообще главное тут – играть как тебе удобно. Я однажды видел человека, который вообще не играл с биндами на клавиши. Он все на панели прокликивал мышью. ВСЕ. И играл на 2200 рейтинга в 3с. Он только бегал, используя клавиатуру. Что касательно некоторых особенностей – например боп и сакры пала лучше использовать по макросами, т.к. их приходится кидать, когда у цели 10% хп и решает каждая секунда. Для постоянных тиммейтом: именные макросы.

Что касается шамана, тут тоже есть некоторые нюансы. Например я кикаю через макрос арена1, арена2, арена3. Я просто не успеваю выбрать таргет мышью или еще как и сбить каст. Все тотемы у меня по mouseover, это тоже существенно экономит время и спасает в трудных ситуациях. Пока нажмешь тотем, выберешь область – тиммейта уже убьют. А еще есть арены, в которых есть забагованные места, где тотемы, в частности шара, ставятся глючно и плохо.
Но повторюсь – все бинды, макросы, и прочее — на любителя.

Терцилий: Однажды, играя с гладом-хантом (непонятно каким лешим меня занесло так), я получил один совет(и не вник ему XD), что делает хила на арене собственно способным и что позволит брать рейтинги. Он сказал, что успех состоит из трех вещей: 1) позиционирование 2) контроль информации (откат абилок, откат бурстов врага, диминишинги, и прочее) и 3) реакция. Что ты скажешь по этому поводу? Что по твоему нужно, чтобы стать успешным (за 2к+ рейтинга) хилом на арене?

Птицагном: Он прав. За исключением одного. Если ты хорошо овладел первыми двумя пунктами: позиционированием и контролем вражеских способностей, то реакция уже играет меньшую роль. Есть ключевые моменты в играх против разных команд, в которых ты знаешь что произойдет. И ты либо готов к этому либо нет. Вот так. Самое важное на начальном этапе хилу-новичку – это, безусловно, позиционирование. С этого стоит начать и над этим стоит работать. Для контролей способностей – в первую очередь вражеские кики. Для хиллеров, умеющих пуржить – способности, которые они могут снять и облегчить себе и тиммейтам жизнь

Терцилий: Своевременный пурж бопов, PI-шек, Отката времени у магов, например?

Птицагном: Да, именно.

Терцилий: Ну что ж, настало время поговорить про аддоны. Кирилл, брат Птицагном, расскажи, какими ты пользуешься аддонами на арене? Какой бы набор аддонов посоветовал освоить как можно скорее?

Птицагном: Ну вообще можно играть и без аддонов. Ничего в этом такого нет. Но для упрощения игры на арене я бы порекомендовал, для наглядности, так сказать, использовать пресловутый Gladius: видно триньки, касты, манe, и много-много настроек. Для начинающих хилов очень рекомендую, даже настаиваю использовать аддон Omnibar и OmniCC. Рекомендую также использовать аддон Quartz, позволяющий поиграться с каст-барами, хотя это не обязательный аддон. В целом дальше уже обязательных аддонов нет. Интерфейс каждый настраивает по-своему. Кто-то всю информацию сводит на центр, заваливая барами, КДшками и прочим центр экрана. Я так не могу, мне не нравится так, но вот товарищ мой, например, именно так играет. Дело удобства и личной прихоти, так сказать.

Что еще по аддонам можно сказать. BigDebuff отличный аддон, его тоже рекомендую – можно настроить отдельные дебаффы и баффы, увеличить их. Есть масса дебаффов, которые не нужно отслеживать вообще, тогда как есть такие, которые нуждаются в срочном диспеле или прямом твоем участии. Например Вендетта. В стандартном интерфейсе она имеет такой же размер как и остальные баффы / дебаффы, но видеть ее надо и надо действовать своевременно. BigDebuff с этим очень помогает.

Bartender у меня еще стоит. Люблю этот аддон. Мне не нравится управление стандартными панельками Близзард, потому этот аддон позволяет качественно и продуманно настроить панели под себя, увеличив наиболее значимые и так далее.

Recount / Scada – необязательно, но полезно. Посмотреть кто что сбил, кто сколько кикнул, кто сбил контроль. Для ДД аддон очень важен, т.к. позволяет посмотреть что ты, будучи ДД, делаешь не так. Где ты не дожимаешь. Для хилов аддон менее важен, скорее как контроль действий группы. Лично я смотрю по нему за ДДшниками, чтобы понять, как дамажит тот или иной ДДшник.

Терцилий: В связи с этим (разговором про урон) вопрос. Очень часто вижу ситуации, когда у тиммейта урон больше, чем у противника, но бой проигрывается. Что важнее: просто постоянный хороший урон, или хороший урон в конкретный момент, в конкретную ситуацию?

Птицагном: Сейчас вроде как более-менее есть баланс по урону, нет совсем чудовищного урона у какого-то класса. В таком случае, конечно, особенно важен именно урон в конкретное время, в конкретную ситуацию. Но не смотря на это, урон по вражеской группе должен быть постоянным, это делается, чтобы вражеский хиллер не чувствовал себя хорошо. Такие хилы как присты, друиды и шаманы, чувствуя себя вольготно, начинают творить разные неприятные вещи: циклоны, майнд контроль, урон по пати, хексы и прочее. Средний урон выдавать нужно, чтобы занимать чем-то хила. Но важнее, конечно, понимать когда у куда бурстить. Если ты спускаешь бурсты на прожимку лока, то это, конечно, ошибка. Другое дело, если ты выдаешь буртсы и выбиваешь сейвы – это уже другая история. Итогом могу сказать: своевременный урон важнее чем просто большой урон. Просто большой урон захиливается.

Терцилий: Другой вопрос, лично для меня он особенно интересен. Я играю, как ты знаешь, пристом. Арену хилю ДЦ пристом. И часто вижу, дескать, ДЦ прист должнен сильно дамажить и вообще от его урона многое зависит. Что скажешь на сей счет?

Птицагном: Это зависит на самом деле от команды, точнее от состава команды, в которой ты играешь. Например джангл с пристом, при ассисте последнего уроном – доводит чудовищный урон ферала до невообразимых размеров. Собственно пережить фулы ферала – залог будущей победы над джанглом.
Не во всех сетапах ДЦ присту нужно ассистить уроном, тот же РМП этот не требует. Механика ДЦ приста сейчас такова – что урон наносить ему надо в большинстве случаев, но это не основное его участие.
Что касатеся шамана и других хилов, которые не могут наносить много урона – есть много команд, в которых ты должен просто жить. И держать тиммейтов. Тот же волкинг дэд – ребята мягкие, поэтому надо держать их не отпуская.
Во многих случаях попытки дать контроль или ассист уроном приводят к тому, что тебя либо контролят, либо ты упускаешь заветное мгновение для поднятие тиммейта. Проигрываешь, пытаясь дать контроль.

Терцилий: О да, мне это хорошо знакомо. Бежишь такой к вражескому хилу дать фир 8м радиусом, ловишь по дороге сапы от монков, всякие баши и прочее…

Птицагном: Ага, именно.

Терцилий: Успешная игра за хила, как говорят, невозможна без поддержки чейн контролем, без саппорта дамагом (для тех классов, кто может) и прочих вещей. Расскажи немного об этом аспекте, Кирилл.

Птицагном: Если стратегия конкретной команды включает твой контроль в нужное время – значит это твоя важная задача, даже жизненно необходимая. Свободный контроль приветствуется, но имеет свои опасности, можно получить контроль в ответку, выходя из укрытия и потерять ситуацию. Ну или просто не успеть захилить тиммейта. В некоторых командах от хила не требуется практически ничего, кроме как держать команду. В таком случае с контролем надо быть аккуратным. В иных же случаях, контроль от хила является составляющей частью победы и звеном в чейн-контроле.

Например у меня есть отличный контроль – жаба(хекс). Но есть и минус. В жабе можно передвигаться, и часто противник лезет под аое, чтобы сбить контроль. А диминишинг вешается, и уже цель нормально не затрапать ханту. Такой контроль идет во зло лишь. Сдавать контроль надо как по хилу так и по ДД, выбирая ситуацию. Например бурсты ретрика можно переждать, частично, законтролив его. Но опять же – важно понимать против кого и в каком сетапе ты даешь контроль. Тот же друид, шаман да и монах диспелят проклятия, т.е. хекс наложит диминишинг и при этом будет снят мгновенно. Либо ты тогда контролишь монаха (хила) хексом либо ты не контролишь вообще.

Опять же раньше я уже говорил про это. Например монах хил обязательно должен играть через контроль. Зачастую этот класс и играет в сетапах, которые забирают быстро, за контроль.

Терцилий: Трубо?

Птицагном: Да, турбо, например, ТСГ. Тут важен своевременный контроль от монаха.

Терцилий: Позиционирование за хила. Основы, хитрости, триксы и обязательные условия. Расскажи про этот аспект

Птицагном: В целом задача выглядит следующим образом: ты должен доставать и хорошо хилить своих и быть недосягаемым для оппонентов. Но часто бывают обратные ситуации. Например играя против РМП, требуется получить контроль как можно раньше: пока у всех есть сейвы и т.д. Но в основном это тактика бегства от чужих дд. Особенно актуально это для друида, которому не так важен постоянный контакт с целью (напарником) – благодаря механики отхила хотами, инстант каста. Или же монаху. Вообще тема сложная, позиционирование строится исходя из вражеской команды, своей команды и т.д. Например выходя против разбойника (скрытность), в некоторых случаях имеет смысл держаться дальше от разбойника, именно от него, чем от другого дд или хила. С целью увеличения времени между его станами по тебе. В некоторых случаях стоит держаться ближе к некоторым ДД, например к дестро-варлоку, но так, чтобы рядом была колонна. ДЛЯ чего? Чтобы можно было закрыть лока в момент каста ХБ, например. Используя свой фир, если ты прист, однако имея возможность лосаться от него.

Люди с которыми ты играешь по команде должны понимать, какую позицию ты будешь выбирать. Это дело сыгранности и постоянных напарников. Просто так объяснить воину или какому-нибудь дк, что он не должен лосаться за колоннами от моего прохила, если даже кто-то там умирает, или он может кого-то убить – это очень сложно.

Терцилий: Да уж, знакомо…

Птицагном: И каждый ДД должен понимать – если он залосал и помер – это только его вина.

Терцилий: Особенности игры за хила против различных сетапов. Какие сетапы, как тебе кажется, наиболее неприятные и сложные (со стороны противника, со своей стороны)

Птицагном: Самая большая проблема это РМП… Да и вообще сочетание Рог + маг. Самое плохое – мути рога и аркан маг. На малых рейтингах сложно сказать, но на рейтингах выше любая команда может преподнести неприятные сюрпризы. Особенность сетапов с рогой и магом – они играют не в тебя, пока у тебя есть тринька. Но как только ты лишаешься ее – они свичатся и ты умираешь. Если ты не холи-паладин. Холи-паладин жмет бабл. И если тиммейты не могут взять игру на себя и после этого – то все равно ты умираешь. Также с бабуинами сложно: от хиллера против них требуется очень много. Часто эти ребята будут заезжать в тебя, и если ты плохо умеешь избегать их урона, понимать, когда они просто больно бьют, а когда они готовы разорвать на куски – дело плохо. Все эти команды требуют, повторюсь, особого навыка от хила и понимая процесса и слежения за КД.

Монах + ДХ/ДК опасные ребята. Особенно монах с тонной контроля и сильным заездом. Из кастеров опасны ЛСД, причем в разных спеках.

Терцилий: Командная игра, ассист и сейвы от тиммейтов. В каком случае твои тиммейты должны помогать тебе, если в тебя играют 2 вражеских ДД?

Птицагном: Всегда. Напарники должны сразу реагировать, если в тебя начинают играть 2 дд, в противном случае долго под 2мя дд ты не протянешь. Любым хилом. Тебя догонят и убьют. Единственно есть нюансы. Нельзя допускать, например, АОЕ урон. Это важно для отхила. Сейчас очень сильный АОЕ урон у многих классов, и если вы собрались вместе, очень вероятно получить сильный АОЕ урон от ДХ, сов, дестролоков, дк. Очень сложно прохилить сильный аое урон.

Терцилий: Ага, ясно. Вопрос, касающийся прожимок (сейвов). Когда? Как?

Птицагном: Тут все просто. Надо смотреть против каких оппонентов выходите. Например выходите против рестор дру и элем шамы – дк может сдавать зеленку как раз под каждые бурсты элема. Ситуации могут быть разные. Например ты видишь, что у напа 50% хп а в тебя летит циклон, который никто закрыть не может. Ты даешь зубы напарнику и спокойно стоишь в циклоне.

Большинство сейвов сдается по ситуации. От ДД обязательно нужно, чтобы они озвучивали свои прожимки, это очень помогает, как новичкам так и опытным хилам. Потому что сданные 2 сейва одновременно – это путь к поражению.

Терцилий: Речь зашла про зубы (PS) — расскажи подробнее про этот сейв. Я в свое вермя много читал и смотрел, как правильнее сдавать его, в каких сиутациях, но с радостью послушаю еще. Много про этот сейв.

Птицагном: Зубы это очень интересный сейв. Он дается из стана – это плюс. Сам сейв этот сложный. Как правило когда его сдаешь, цель бросают. Надо сделать так, или дать сейв так, чтобы противникам было невыгодно бросать цель, в которую играют. Было не выгодно свичить. Конкретно сказать сложно, все по ситуации. Например, один твой дд ушел бить хила, второго прессуют 2 дд противника. Очевидно, что дав зубы напарнику, котого бьют двое, врядли его бросят и свичнуться во второго дд твоей команды, если конечно он не рядом. Зубы давать надо с умом, ты прав. Давать их на лоу хп во многом бессмысленно. Солить сейвы не стоит, триньки тоже солить не стоит.

Терцилий: Вот и до тринькетов добрались. Когда же и что триньковать? Очень многие хилы из новичков, да и из более опытных частенько тринькуют не то, что надо. Часто видел даже советы, дескать, тринькуй первый большой контроль, и будет тебе счастье.

Птицагном: Смотрится по обстоятельствам. Сдавать триньку на первый большой контроль – совет не из лучших. Т.к. может быть такое, что за контроль, в котором ты стоишь ничего серьезного не произойдет. Тут важно наигрывать больше арен, попадать в различные ситуации. Обязательно важно взаимодействие между тиммейтами – чтобы больше понимать ситуацию. Триньку важно сдавать для прерывания чейн контроля – ходж – трап- скаттер. Шип-шип-шип блайнд. И т.д. В некоторых ситуациях приоритетно получить помощь от тиммейта.

Блайнд вообще очень опасный контроль. С одной стороны большинство ситуаций заставляет нас триньковать его, с другой стороны – если у тебя нет сейвов – большая вероятность, что могут поехать больно в тебя. В таких ситуациях я, например, стараюсь вещать до этого на себя орехи. Шаман в плане въезда по нему под котролями вообще достаточно сложен. Он не может прожать ни один сейв, будучи в стане. Просто тряпка. С пристом проще – у тебя нет триньки, играют по тебе с фулами – отдаешь PS (зубы)

Терцилий: Часто лично я замечаю ситуацию, когда хил противника, тоже ДЦ прист, нахиливает за арену гораздо больше чем я, хотя ситуации примерно равные. Как научиться лучше хилить?

Птицагном: Посмотреть мастеров на твиче. Как ребята тебя перехиливают, как хилят. ДЦ достаточно интересный хил. Ты вешаешь свою доту на всех. И часто я видел, что присты при этом кроме ясности воли вообще ничего больше не вешали. Прист не захиливает, но здоровье не падает. ДЦ на самом деле достаточно тяжелый хил и навряд ли подойдет новичкам, особенно беря во внимание его механику.

Терцилий: Согласен. Есть куда более комфортные хилы.

Терцилий: Общий вопрос, Кирюх: что главное для тебя в игре?

Птицагном: Безусловно, получение удовольствия от игры. В противном случае – зачем все это? Зачем играть если нет от игры радости. Собственно у меня уже такое было в Пандарии. Мне очень не понравились панды и я ушел.

Терцилий: Да, понимаю. Со мной такое было в Катаклизме. Да и в Пандарии тоже. Меня тогда переманили на Альянс. Это было худшее время в игре.

Терцилий: Ну чтож, наше интервью подходит к концу. В завершении всего я хотел бы попросить тебя, Кирилл, сыграть стычку, чтобы ты заскринил свой интерфейс в боевой обстановке. Может быть кому-то из братьев и сестре это будет интересно. Лично мне — точно будет интересно.

Птицагном: Без проблем.

Терцилий: Ну вот и закончилось интервью с братом Птицагномом, в народе Кириллом. Кирилл, спасибо за участие, спасибо за скримиш (мы кстати победили там, играя Ршам, Шп и ДХ, против Рдру, Алока и ВВмонка) — скрин ниже по ссылке (для братьев и сестер ордена). Всего доброго, Кирюха! Вечная Ночь!

Птицагном: (смеется) Спасибо, Лех! Вечная Ночь!

Скриншот интерфейса: http://malleus.su/forum/download/file.php?id=1003&filename=2018-04-25_22-54-35.png&mode=view

Post

Оставить комментарий

© 2018 Horde Malleus

Noctem Aeternus